Skaz писал(а):Какой большой пост.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути..."С моей стороны было бы слишком смело причислять себя к знатокам игроделания вообще.
Поиграв в игрушки вроде ДВ, могу сказать, что ДВ вышла очень на уровне. Хороший такой водевиль.
Публика восклицала "а где же прон?", но после оленя я сполз под стол и ставил лайк с калькулятора.
Так что можете не скромничать.
К тому же, в отличии от большей части таких игр, ГГ в ДВ не рандомный персонаж.
И я не ошибся в догадке:
Но вопрос про повествование от 2 или 3-го лица в ДВ действительно стоял.
Если рандомный протагонист очевидно формирует режим для второго лица, особенно, если игрок ещё сам вводит имя, то с определённым и известным персонажем вопрос о реж.пов-я возникает сам собой.
Был выбран режим от второго лица, поскольку это сильнее погружает игрока в игру, а это, на мой взгляд важно. Из минусов - при повествовании от 2-го лица приходится быть осторожным в иронии по отношении к гг.
Тут я нашёл следующие проблемы.
Первая психологическая, так скажем.
Я задумал игру от женского лица, даже submissive protagоnist. Зеркальный эксперимент по отношению, так скажем, к классическому жанру таких игр.
Игр таких, с submissive protagоnist, немного и качество их, оставляет желать лучшего. То и понятно, основная аудитория таких игрушек мужчины, а мужчинам обычно интереснее доминирующая позиция (как и мне лично). Но хороший доминант должен, имхо, иметь представления о чувствах подчиняющейся стороны. Одним словом, эксперимент мне показался интересным.
Конечно мужская аудитория может превратно понять такой отыгрыш, особенно в повествовании для второго лица. Впрочем, это не принципиальный вопрос для меня и игру я делаю больше just for fun и не факт, что её вообще доделаю и не оставлю лежать в столе.
Поэтому меня больше волнует другая сторона вопроса. Техническая.
Эффект погружения в игру создаётся разными средствами. Нарратив к протагонисту (для 2го лица) не единственный инструмент. Такой нарратив, конечно, самый простой метод. Нарратив обращён одновременно к игроку, ГГ, читателю. Игрок как бы совмещает эти три роли. Вроде бы, что лучше?
Но не всё так просто.
1) Игрок, разумеется, отличает себя на деле от ГГ. Это можно было бы не обсуждать даже. Но дело в том, что протагонист, игрок и читатель - даже если будут совмещены, это разные роли, позиции.
В реальности, даже в "виртуальной реальности", человек не слышит никакого нарратора, разве что внутренний голос. Когда ты делаешь что-то в реальности никакого нарративного описания - типа "Ты налил чай и сделал себе бутерброд. Бутер вышел сомнительным", - не звучит. В визуальных новеллах же без нарратора не обойтись. Можно и обойтись, но тогда придётся все описания передавать через мысли ГГ. Это лишняя, сложная и бессмысленная работа.
А нарратив необходим. Описания, отступления необходимы. Визуальные новеллы не могут получиться как видео, как "вирт-он-лайн-реальность", невозможно даже нарисовать все возможные эмоции, события, мелочи. Всё это надо описывать.
2) И тут возникает вторая проблема. Режим для 2го лица снижает возможности описания. Даже чисто технически.
Английский легко передаёт настоящее время simple или continious, русский же более заточен под прошедшее время.
Более того, русский язык не имеет такой литературной традиции "для 2го лица". И даже не только это.
Если в жизни человек не слышит нарратора, то в игре слышит. Нарратор необходим, но при этом же в ряде случаев получается повторение - событие игры+описание. И снова игрок, читатель и протагонист расходятся всё же.
И, повторюсь, технически для 2го лица создаёт ограничения в изложении, не всё грамотно и логично описывать, не всё можно описать и само описание для 2го лица хотя и создаёт эффект большего присутствия, одновременно этому присутствию даже мешает. Игрок отыгрывает за протагониста и слышит описание своих действий и чувств. В жизни такого не бывает.
Кому идёт комментарий? Игроку как читателю. Всё равно позиция читатель получается отличается от позиции протагониста.
3) По игрушкам такого типа, даже по ДВ, видно насколько редко включается нарратор. Для 2го лица каким-то естественным образом уменьшает долю нарратива, а основная часть всего передаётся в диалогах и мыслях героя.
Это означает, что режим для 2го лица требует меньше нарративного описания и больше диалогов и действий.
Но чтобы сделать игру более полной объём нарратива должен быть тоже большой. Иначе надо и писать и рисовать слишком много.
4) Так что я сейчас больше склоняюсь к третьему лицу.
«Холодный взгляд пристально изучил тебя. ... и снова незнакомка оценивающее посмотрела на тебя».
«Холодный взгляд пристально изучил Эльзу. ... и снова незнакомка оценивающее посмотрела на Эльзу».
Описание от 3го лица звучит как-то более плавно.
Не говоря уже о том, что какие-то глаголы вообще плохо ложаться для 2го лица, особеннов настоящем времени.
«Эльза прикусила губу».
«Ты прикусываешь губу». - вообще вырвиглазие.
Даже в прошедшем времени.
«На твоём лице отразилось негодование».
Странный эффект внушения игроку эмоций и ещё более странно описание этих эмоций.
Может быть действительно всё дело в геттерной принадлежности игрока. И в том как устроена сама игра.
«Она взяла руку Аватара».
«Она взяла твою руку».
Может быть.
Может это меня и смущает. Не знаю.
Вот и исследую варианты и в каком варианте что получится.
5) В варианте от 3го лица я вижу свои преимущества, в основном литературно-технические, больше свободы и логичности описания. Некоторые вещи сложно, неграмотно как-то и нелепо описывать для второго лица.
6) Что же до погружения в игру и сопереживания протагонисту, то и от 3го лица этот эффект можно сделать. Думаю тут большую роль играет экшен, квесты, выборы, диалоги, мысли героя, и фокализация.
Если нарратор не выходит за рамки зрения протагониста, то игрок видит и знает только то, что видит и знает протагонист.
Позиции же игрок-протагонист и игрок-читатель различаются в любом случае, что от 3го, что для 2го лица. Нарратив может вообще не быть прямо обращённым к игроку/протагонисту, а быть просто описанием для внешнего читателя. Это не так уж сильно вредит эффекту погружения.
......
Опять много написал.
Но вопрос оказался интереным и хочется разобраться.
Если мне понятно почему скажем в игрушке про Аватара логично 2е лицо, а не 3е:
«Она взяла руку Аватара».
«Она взяла твою руку».
То в моей игре - я пробовал - 2е лицо звучит просто как-то неудобно, странно и не естественно. С литературой у меня всё нормально и вжиться в образ персонажа я умею. Не думаю, что тут проблема в гендерном вопросе. Скорее в литературном. Может мне как автору странно писать и одновременно прочитывать, обращаясь к самому себе. А может просто привычка, и своего персонажа я бы по привычке описывал бы от 3го лица.
Но литературные особенности разных режимов повествования я приметил.
Прям статья получилась.